Мир новых технологий (обзоры, новинки)
Содержание
Встроенная память 128 ГБ
Карты памяти micro-SD SDXC (до 128 ГБ)
Дисплей сенсорный AMOLED 3,7» (480 x 800)
Процессор: 2-ядерный ARM Cortex A9 1,2 ГГц
Поддерживаемые форматы DXD, DSD (64/128/256), SACD ISO, FLAC, WAV, AIFF, ALAC, APE, WavPack, MP3, WMA, OGG, TTA, DCF
Максимальная частота сэмплирования:
— DXD: 384 кГц
— DSD: 11,2 МГц
— PCM: 384 кГц
Разрядность: 16/24/32 бит
Поддержка текстов: LRC, LDB, Lyrics3, ID3 Tag Lyrics
Интерфейс для загрузки файлов: micro-USB (v2.0)
ЦАП: Burr-Brown PCM1792A
Соотношение сигнал/шум: 120 дБ
Взаимопроникновение каналов (ассиметричный/балансный выходы) -137/139 дБ
Общий уровень гармонических искажений + шум (THD+N) 0,0005 %
Эквалайзер JetEffect 7: 10 полос, 66 установок (из них 16 пользовательских), обработки BBE+ (BBE, Mach3Bass, 3D Surround, MP Enhance), спецэффекты: Chorus (8 режимов), Reverb (9 режимов)
Уровень на выходах (RMS) 3,0 В
Полный выходной импеданс (ассиметричный/балансный выходы): 1/2 Ома
Питание: аккумулятор Li-POL 3,7 В/4400 мАч
Время автономной работы (MP3/FLAC): ~ 8,5/8,0 часов
Время зарядки (USB): ~ 3 часа
Выход: 3,5 мм на наушники/цифровой оптический; 3,5 мм балансный на наушники, балансный линейный (для устройства расширения)
Габариты: 118,9 x 64,5 x 17,8 мм
Масса: 204 грамма
Версия прошивки на момент тестирования: 1.0
Традиционная для семейства PLENUE коробка из чёрного матового картона разделена внутри на два «этажа»: на верхнем расположен сам плеер, на нижнем — внушающий уважение футляр из натуральной кожи, а в нём ещё одна маленькая бумажная коробочка. А уже в ней — нет, не яйцо с иголкой, где спрятана смерть Кащея Бессмертного, но краткое руководство пользователя, гарантийные документы и USB-кабель, который служит и для подключения к компьютеру (чтобы заливать файлы во встроенную память), и для зарядки от USB-порта или стандартного адаптера любого смартфона.
Корпус — из анодированного алюминия, как и у всех остальных плееров семейства. Если сравнить новинку с моделью PLENUE 1, можно обнаружить, что она сохранила ту же ширину корпуса, немножко увеличилась в длину (всего на полтора миллиметра) и заметно прибавила в толщине (на 4,4 мм). Разработчики явно пренебрегли модой на всё тонкое и не стали укладывать своё детище под асфальтовый каток. Причём для этого у них была уважительная причина: ёмкость аккумулятора возросла с 3000 мАч до 4000 мАч. Можно также обратить внимание, что задняя поверхность сделана ребристой — в радиатор охлаждения она не превратилась, однако всё же будет способствовать отводу тепла в тех случаях, когда устройство окажется на гладкой поверхности.
Расположение элементов управления — примерно такое же, как у первой модели, но есть и некоторые существенные отличия. Во-первых, на верхней грани справа вместо прямоугольной клавиши включения теперь расположена шикарная кнопка, напоминающая капсульную часть оружейной гильзы — как у модели PLENUE D. Вдобавок она подсвечивается разными цветами и служит индикатором зарядки.
Разъёмов 3,5 мм на верхней панели два: обычный и балансный. На левой грани — слот для карт памяти.
Внизу, там, где расположен разъём micro-USB, есть контакты линейного балансного выхода для подключения к дополнительным устройствам. Самих их ещё пока нет, но, вероятно, они должны появиться. Скорее всего, это будет док-станция, которая позволит подсоединять плеер в роли источника к стационарным Hi-Fi-системам. Можно сказать, что это тенденция: до многих стало доходить, что лучше иметь один качественный портативный плеер с возможностью подключения к домашней системе, чем два отдельных устройства худшего качества за те же деньги.
Едва заметный кружок под экраном — это так называемый Multi-button (в русскоязычном меню это называется «Многофункционал»). На эту универсальную сенсорную кнопку можно «повесить» одну из трёх функций: переход к экрану воспроизведения, браузер (выбор файлов для воспроизведения) или меню настроек.
Как и у всех остальных моделей PLENUE стекло экрана не имеет олеофобного покрытия, поэтому коллекция из отпечатков пальцев быстро собирается на поверхности. В принципе это не страшно — держите под рукой тряпочку из микрофибры.
Сенсорный дисплей, процессор, объём встроенной памяти и операционная система — как у PLENUE 1. Микросхема ЦАПа тоже — это очень недурной Burr-Brown PCM1792A. Важных приобретений по сравнению с первой моделью два: второй, балансный, усилитель, а также пара прецизионных кварцевых генераторов с температурной стабилизацией (TCXO) – у PLENUE 1 был заявлен только один. Наличие двух модулей позволяет одинаково качественно обрабатывать сигналы, кратные 44,1 кГц и 48 кГц. Ещё одно усовершенствование по сравнению с родоначальником серии — увеличение максимальных частот сэмплирования для форматов PCM и DSD: до 384 кГц и 11,2 МГц соответственно. Также заметим, что уровень (на обоих выходах) увеличен до 3 В — это позволяет не только раскачивать «тяжелые» наушники, но и сделать звук более динамичным и плотным.
Регулятор громкости — с цифровым управлением на 140 шагов, это очень круто: многие стационарные аппараты самого высокого класса не могут похвастаться такой дискретностью регулировки.
Имеется датчик положения: он меняет графический интерфейс в зависимости от положения плеера — при переходе с портретного режима в ландшафтный появляются плитки с обложками альбома. Чувствительность этого датчика показалась излишней — интерфейс меняется самопроизвольно при малейших перемещениях аппарата.
Что касается поддержки разных форматов, плеер практически «всеяден», более того, он не только способен воспроизводить потоки DSD без промежуточной конвертации в PCM, но и без проблем играет образы SACD ISO.
Во время работы плеер ощутимо нагревается — можно было бы предположить, что это следствие работы двух параллельных усилительных трактов — ассиметричного (т.е. обычного) и балансного, но параллельно они не работают: если наушники подключены к первому выходу, второй отключается. Так что, скорее всего, нагрев говорит о довольно высоком токе покоя выходных каскадов. И это хорошо.
Как и все остальные модели семейства, плеер работает под управлением фирменной ОС, созданной Cowon на ядре Linux. Графический интерфейс тоже для всех общий (кроме модели D, у которой «отрезали» индикатор уровня из-за меньшего размера экрана).
Можно выбрать одну из пяти тем графического оформления и двух типов индикатора уровня (полосками, как на профессиональных пультах, и как бы стрелочный), а также вообще отключить отображение уровня, чтобы обложка диска показывалась полностью и без чёрной полоски, на которой расположены переключатели порядка воспроизведения.
Интерфейс работает быстро и чётко, в общем — всё, как у первого PLENUE, о чём можно прочесть здесь.
А вот о некоторых сугубо технических настройках рассказать надо. Прежде всего, это переключатель характеристики цифрового фильтра – он расположен в разделе настроек «Музыка» — это пункт «DAC фильтр», а в нем два положения: «быстро» и «медленно». Речь идёт о выборе крутизны фильтра: в первом случае достигается резкий спад, во втором — пологий. Хотя на самом деле это влияет не на ход частотной характеристики, а на так называемое pre-ringing (выброс гармоник перед сигналом) — «медленный» фильтр способствует подавлению этих гармоник, поэтому звук с ним получается более мягким и комфортным. Но некоторые любят «пожёстче», потому и предусмотрена возможность переключения.
В том же разделе можно обнаружить пункт «DSD усилитель»: по умолчанию там стоит +6dB. В большинстве случаев именно это значение оказывается оптимальным. Необходим этот переключатель для того, чтобы выровнять уровень громкости файлов PCM и DSD. Кстати, при воспроизведении однобитных потоков индикатор уровня не работает.
Ещё один полезный пункт настроек обозначен как «Режим наушников» — если его включить, увеличивается уровень на выходе для лучшего согласования с высокоомными и малочувствительными моделями. Хотя на самом деле и без него плеер легко раскачивает любые головные телефоны.
Как всегда, слушали самую разную музыку — поп, джаз, классику, простой и тяжелый рок, танцевальную электронику. В стандартном и высоком разрешении (192/96/48 кГц/24 бита), в форматах FLAC и DSD64/128/256 (.dff, .dsf, .ISO).
Тестовые наушники: Audio-Technica ATH-WS770IS Solid Bass (закрытые, импеданс 38 Ом, чувствительность 100 дБ) и ATH-W1000X (закрытые, импеданс 42 Ома, чувствительность 100 дБ). В роли «тяжелой» нагрузки использовались профессиональные наушники Fostex TR-80(250) (полуоткрытые, импеданс 250 Ом, чувствительность 96 дБ). Вот с них и начнём.
Интересная особенность этих головных телефонов — наличие в комплекте двух видов подушек: утолщённых и обычных. Более ровное и нейтральное звучание достигается со вторыми, вот с ними и слушали.
Оптимальный уровень громкости — 100 (напомним, что максимум — 140), то есть запас по усилению солидный. Звук плотный, напористый, достаточно ровный, без заметной окраски и чистый. Пожалуй, можно отметить повышенное внимание к верхней части диапазона, что вполне естественно для профессиональных наушников. Но это не вызывает утомления. Заметим, что с обычным смартфоном пришлось выводить громкость на максимум, но звук был жидким и резким, неприятным. Но для PLENUE S эти наушники вовсе не были тяжёлой нагрузкой, он не только легко с ними справился, но и сохранил их профессиональный характер: точность, высокое разрешение и вместе с тем комфортность, возможность слушать долго.
Переходим на ATH-WS770IS — если бы не способность плеера сбрасывать при смене наушников громкость, получили бы солидный удар по ушам — оптимальная громкость достигалась уже на отметке 70. Характер звучания совершенно иной, чем у Fostex: всё слышно, высокие прозрачные, детальные, но второстепенные подробности не подчёркиваются — это наушники для удовольствия, а не для того, чтобы слышать все недостатки записи. Принадлежность к серии Solid Bass подтверждается густыми и плотными басами. На некоторых записях они могут показаться избыточными и немного утомительными, впрочем, это субъективное ощущение. Конструкции черепов у людей разные, поэтому с одними и теми же наушниками одни будут слышать идеально ровную частотку, а другие — явный недостаток низов. Так вот, ATH-WS770IS идеальны как раз для вторых. Хотя и все остальные могут обратить на них внимание, поскольку модель относительно недорогая, очень удобная, да и по звуку хороша. Впрочем, всё познается в сравнении.
В полной мере плеер раскрылся с ATH-W1000X. Уровень громкости пришлось поднять до 80 (хотя чувствительность такая же, как у ATH-WS770IS, но импеданс у тысячных выше). Если подойти к оценке звука формально, можно сказать, что появился воздух, улучшилась фокусировка сцены, басы стали более чёткими — стало слышно, какие именно струны и в каком месте перебирает контрабасист. Но это не главное. Многократно возросла реалистичность: на записи «Jazz at the Pawnshop. Late Night» (DSD) возникла полная иллюзия присутствия на том давнем концерте. Ранние записи Led Zeppelin зазвучали именно так, как были услышаны автором в самый первый раз в жизни — на студийном магнитофоне в записи с винила на плёнку со скоростью 38 см/с. На множестве изданий на CD и в Hi-Res было уже «не то», а оказывается, дело не в первом «самом сильном» впечатлении, а в интерпретации. На современных качественных релизах (например, Rebecca Pidgeon «Raven») просто забываешь анализировать и оценивать звук… А как втыкает тяжеляк!
Заявленные 8,5 часов автономной работы при воспроизведении файлов MP3 примерно соответствуют действительности. Почему «примерно»? Потому что расход энергии зависит не только от формата, но также от импеданса наушников и установленного уровня громкости. А ещё — от состояния аккумулятора. В любом случае с появлением относительно недорогих внешних батарей этот параметр потерял своё значение. Кроме того, во многих транспортных средствах сейчас предусмотрен USB-выход, а порой — и не один. Так что главное — не забыть прихватить с собой кабель.
Cowon PLENUE S явно не для тех, кто хмуро перебирает мелочь в кармане. Это плеер для тех, кто хочет получать настоящее наслаждение от музыки, причём не будучи прикованным к домашней стационарной системе, а повсюду — в дороге, на работе и т.д. По ходу тестирования из любопытства подключили плеер по аналогу к усилителю Musical Fidelity A-5INT с напольными колонками Yamaha Soavo-1. Результат превзошёл все ожидания: как оказалось, PLENUE S вполне способен заменить стационарный источник достаточно высокого класса.
Вот вам и ответ на вопрос, зачем нужен такой дорогой портативный плеер: затем, что он вполне способен заменить Hi-Fi-источник сопоставимой стоимости. Возможно, что будущее именно за такими проигрывателями — портативными, но с качеством стационарных. Остаётся только надеяться, что когда-нибудь они станут доступными для более широкого круга меломанов, чем сейчас.
Плюсы:
точное и вместе с тем экспрессивное звучание;
способность раскачать практически любые наушники;
поддержка наиболее востребованных форматов и разрешений;
высокое качество изготовления.
Минусы:
излишне «подвижный» графический интерфейс;
экран без олеофобного покрытия.