Мир новых технологий (обзоры, новинки)
Содержание
Всё, что вам нужно знать про RX 480 — она была призвана удивлять с первых минут своего анонса. Скепсис, который навевают громкие заявления про «VR за $200», усиливал ощущение «что-то тут не так», но лишь до тех пор, пока видеокарта не оказалась в наших руках. Удивить в 2016 году и вправду трудно. Не всем нужна рекордная производительность, особенно если остро стоит вопрос бюджета. По подсчётам компании, лишь у 16% игроков хватит мощностей под нынешние VR-девайсы. Не будем кривить душой: за последние годы компанию AMD успели потрепать все основные технологические бури современности, и сильный популистский ход был необходим. Особенно на фоне заявлений о борьбе с дискриминацией потребителей. Железо должно быть дешёвым.
Играть по правилам — не про AMD, ведь вместо анонса очередных «самых быстрых» мы получили просто «доступные». В скромности маркетинговому отделу не откажешь, но понять и простить их можно. Потребности большинства всегда перевешивают запросы одного процента геймеров, для которых компромиссы равноценны измене с консолями (AMD и там отметилась). Пусть звёзды из Млечного Пути новая линейка Radeon пока экспроприировать не собирается, так и цели у неё совсем иные. Путь к сердцу геймера лежит через кошелёк, а за бюджетные видеокарты AMD много и не просит.
Первенцем новой архитектуры Polaris стала AMD Radeon RX 480. По задумке создателей, карта должна занять золотую середину между решениями для самых отчаянных и самых неприхотливых. То есть, стать расчётливым «середняком» с маршальским жезлом в кэше. Главное — не накручивать заоблачные цифры в бенчмарках, а просто выполнять свою работу.
GPU новинки построен с использованием 14 нм техпроцесса. Чип получился меньше и холоднее предшественников, но на этом его достоинства только начинаются. Частоту графического процессора удалось поднять до 1266 МГц, а чтобы сдержать обещания «тянуть VR», карту снабдили объёмом памяти в 4 либо 8 ГБ GDDR5, с разницей $30 в цене. Имеет ли смысл экономить? Вообще-то нет, учитывая, что все хиты с хорошей графикой съедают 4 ГБ видеопамяти на ура.
Стремясь уложить максимум возможностей в заданный ценник, дизайнерский отдел AMD в этот раз сработал в ключе «скромность украшает». Референсный дизайн RX 480 отлично подходит под описание «чёрный кирпич». Простой и строгий, но ведь видеокарту не по одёжке выбирают.
Скромность нового «Радеона» подчёркивает и укороченная плата. Не удивительно, что приходится компенсировать длину кулером, зато какой потенциал для компактных версий. Благо, воздушный поток почти не сталкивается с препятствиями за счёт отсутствия высоких разъемов — только Display Port и HDMI. А вот шестипиновый разъём в данном случае — то ли дар, то ли проклятие: с одной стороны — низкое энергопотребление, а с другой — скромный потенциал для разгона. Чипу RX 480 есть, куда расти, но подгонять карту под бюджет пришлось методом товарища Прокруста. Ни скромная система охлаждения, ни ограничения питания не дают возможности раскрыть весь потенциал RX480. Но применимо это только к референсному дизайну. Партнёрам AMD есть, где развернуться, дабы вывести RX 480 на ступень повыше, осталось немного подождать.
Практически сразу после появления RX 480 в продаже по Сети прошла волна истерии про повышенное энергопотребление референсной версии. Мифы тут же обросли самыми нелепыми подробностями. Буря негодования уже утихла, но осадок про «сгоревшие материнки» всё же остался в памяти некоторых людей.
Проблема оказалась и вовсе тривиальной. Заявленное в рамках 150 Ватт энергопотребление слегка вышло за рамки, а недостающее питание видеокарта добирала через PCI-E слот. Что, конечно, «не по ГОСТу», но в рамках возможностей стандарта. Ладно бы дело пахло дымом, но речь идёт всего о паре ватт. Теоретически на дешёвых материнских платах при уникальных обстоятельствах могли бы возникнуть проблемы, но народные умельцы уже вторую неделю гоняют видеокарты на разных стендах в попытке разжечь ненависть на пустом месте. Вотще.
Однако AMD к общественности прислушалась — и разобралась через софт. Последние драйвера Radeon Crimson Edition 16.7.1 решают проблему с повышенным энергопотреблением через PCI-E у референсов. Точнее, предлагают на выбор особую опцию по экономии энергопотребления. Если кто-то переживает из-за возможного риска, опцию в глобальных настройках драйвера можно включить. FTGJ мы даже прогнали пару игр в «эконом-режиме», но разницу в 1-2 кадра даже не хочется комментировать с серьёзным лицом.
Когда дело доходит до разгона, вылезают все недостатки бюджетного решения и энергопотребления. Референсная модель и так работает на пике возможностей по питанию и охлаждению. Так что выше 1300 МГц раскачать её вряд ли получится. Аналогично с видеопамятью, модули которой спокойно выдержат лишние 700 МГц. Вот только найти баланс между разогнанным GPU и памятью на референсной видеокарте будет трудно из-за ограничений. Зато опять повторился фокус с разблокировкой видеопамяти на младших моделях. Ранние версии некоторых референсных карт можно прошить до 8 ГБ версий, но делать подобное стоит на свой страх и риск. Минздрав рекомендует воздержаться от столь радикальных действий.
Традиционно предполагалось использовать максимальные настройки, изредка понижая сглаживание до 4-х AA в режиме 1080p. Поскольку RX 480 рассчитана на большинство, выбрано самое популярное разрешение — 1920х1080. Никакого искусственного завышения результатов, ведь большую часть RX 480 поставят в бюджетные системы, которые могут упереться в возможности CPU.
Известный бенчмарк уже несколько обзоров подряд открывает тестирование. По нему можно оценить примерную расстановку сил и прогнать карту «на прочность».
С последними драйверами результат — 1304 очка, что примерно вполовину меньше самой быстрой одночиповой видеокарты на текущий момент. Так что AMD не лукавит, заявляя, что связка из двух RX 480 по производительности сравнялась с текущим рекордсменом. Но проверить RX 480 в тандеме нет возможности, карта на тесте одна.
Недавнее творение id Software радует не только визуально, но и контентом. Последний патч добавил в игру несколько важных режимов — альтернативный вид от первого лица (как в классическом Doom) и сочный фотомод. Отличный повод, чтобы вернуться в игру и оценить все красоты марсианского ада.
На самых невообразимых ультранастройках с максимальным 8TXAA сглаживанием карта успешно рендерила DOOM далеко за пределами заветных 60 кадров в секунду. Возможно, не всегда ровно, порой опускаясь чуть ниже золотого стандарта, но на общем восприятии практически не сказалось. В конце концов, перед нами «середняк», который перемалывает графического монстра этого года.
По настоящему разгуляться можно в фотомоде. Игровая фотография приходит в массы, и рассматривать все сочные детали на лучших монстрах этого года — сплошное удовольствие. Данный «тест» вряд ли подходит для определения профпригодности, зато помогает выявить незначительные артефакты, которые могут присутствовать в некоторых сценах. Но — обошлось без них.
Учитывая, что на подходе переиздание последнего творения CD Projekt RED со всеми дополнениями, тесты производительности «Ведьмака» актуальны, как никогда. Опять же, это отличный повод перепройти одну из лучших RPG последних лет. Особенно, если до этого приходилось довольствоваться компромиссами.
Требовательный движок «Ведьмака» лишь слегка пошатнул позиции RX 480, работая в пределах желаемого фреймрейта. Без падений не обошлось, но и настройки выкручены до отказа. Так что данный тест можно считать успешным. С ожидаемыми оговорками, но в рамках приличия. В конце концов, можно и сглаживание слегка понизить.
Готовиться к осени лучше уже сейчас, благо грядёт эпохальный Battlefield 1, который рискует надолго задержаться в топах мировых чартов мультиплеерных игр. Сетевые стрельбища критичны к частоте кадров, особенно если посреди поля боя падает горящий дирижабль, а кому-то на другом конце карты необходимо отвесить точный хэдшот.
Но закрытое альфа-тестирование идёт практически везде за пределами России, поэтому оценить примерную готовность к Первой мировой можно с помощью прямого родственника. Предыдущее творение DICE даже не успело морально устареть, и работает на том же движке.
Для тестов частоты кадров Battlefield 1 взята одна из одиночных миссий Star Wars Battlefront, которая не только щеголяет эффектами и густой растительностью, но и требовательна к быстрой загрузке данных. Идеальный сценарий, который RX 480 разыграла без особых проблем. Сколько ни гоняли этот тест, а стрелка кадров всё равно была выше ожиданий — далеко за 60 при максимальном сглаживании. Отличный задаток для следующего Battlefield с его суровыми погодными эффектами и массовкой.
Актуальные тенденции и нескромные заявления добавили ещё один пункт — в сводную таблицу результатов войдет Steam VR Test. Технически простой, но показательный бенчмарк для очков виртуальной реальности текущего поколения. Выбирать особо не приходиться, ведь серьёзных игр банально нет, они ещё на подходе, а телегу готовить надо уже сейчас.
Внимание к производительности в VR-режиме уделяется не просто так. Для HTC Vive и Oculus Rift необходимо выдерживать высокую планку 90 кадров в секунду, иначе привет, морская болезнь, и прочие радости некачественного VR. Для большинства RX 480 может стать билетом в серьёзную виртуальную реальность, и AMD не соврала. Видеокарта успешно прошла тест, с небольшим запасом, так что виртуальная реальность стала немного ближе.
AMD Radeon RX 480 держала удар за ударом, давая достойный отпор в режимах для отъявленных тяжеловесов. Пошатнуть боевой дух «красных» в реальных условиях, конечно, можно, но это было ожидаемо. Покупая видеокарту «за $200», мы привыкли к длинному списку компромиссов, и ещё недавно это была та ещё портянка. Но — не в этот раз. Видеокарта простила даже максимальные настройки графики в играх, аккуратно отыграв каждую сцену.
С некоторыми оговорками, но RX 480 практически во всех выбранных тестах держала стабильную планку 60 кадров в секунду. Где-то выше, где-то ниже, но всегда на достойном уровне и лучше предшественников. Если вернуться к суровой действительности и вспомнить, что перед нами бюджетный середняк, можно смело понизить настройки сглаживания и забыть про падения кадров. Для подавляющего большинства подобный прецедент не будет ощутим, а за $230 можно простить многое.
Ожидать чего-то большего от бюджетной видеокарты не стоит. Она удовлетворит все потребности игр на ближайшее время, и поможет полноценно погрузиться в первое поколение VR-очков. Но ни о каком 4К речи нет. В конце концов, если есть деньги на монитор сверхвысокого разрешения, то и на тандем RX 480 вряд ли их не хватит.
Текущая расстановка сил диктует новые правила. Чтобы вернуть свою долю рынка, AMD недостаточно бить зубодробительной кувалдой по умам геймеров. Необходим точный выстрел по кошельку простых смертных. Верный, с холодным расчётом и по стандартам 2016 года. Назвать его смазанным язык не поворачивается, но от референсной модели ожидаешь, как минимум, бóльших возможностей разгона и меньшего уровня шума. Впрочем, одной версией дизайна серия не ограничивается, и главные сюрпризы RX 480 ещё впереди.
Символика, которую AMD вкладывает в своё последнее детище, чувствуется и в названии. Есть надежда, что Полярная звезда, в честь которой дали имя новой архитектуре графических чипов, укажет компании верный курс в будущее. Ведь сегодня RX 480 так-таки хороша, и явно заслуживает хотя бы вашего внимания.
Плюсы:
замечательная цена;
достойная производительность;
большой объем памяти для своего класса.
Минусы:
ограничение по разгону в референсной модели.
AMD AMD Radeon RX 480 Обзор